Мастер-класс Владимира Яшина #3: Смывка

00


Остались за плечами выходные! Уверен, что многие из вас посвятили эти дни любимому хобби! Возможно, кто-то даже успел закончить текущие проекты или поэкспериментировать с новыми технологиями? Вот и у меня получилось выкроить некоторое время на завершение очередного виртуального мастер-класса. Результат этих трудов я и хочу представить сегодня. На этот раз речь пойдет о смывке – великой и ужасной! Почему “великой” и почему ”ужасной”? Все просто – при должной аккуратности, эта техника преобразит вашу модель и сделает её гораздо выигрышнее, если же применять смывку бездумно или без надлежащей аккуратности, то можно свести на нет все предыдущие усилия, попросту испортив всю работу. Итак, отставьте на несколько минут все ваши неотложные дела, вас ждет “великий и ужасный” мир смывок!

Что такое смывка?

Для дальнейшего удобства, давайте сначала разберемся в терминологии. Что такое смывка и почему она так называется? Этот термин, как водится, перекочевал к нам от западных коллег моделистов, которые называют эту технику wash (смывка), что скорее всего обусловлено тем, что излишки темного красителя, образовавшиеся при нанесении смывки, приходится попросту смывать с модели. Среди отечественных моделистов некоторое время назад был очень распространен термин “заливка”, который обозначал ту же технику. Видимо, название вошло в массы интуитивно и основывалось на том, что краситель как бы заливается в швы. Этот термин часто встречается и сейчас, поэтому не удивляйтесь, встретив его в описании чьей-либо модели. Чтобы избежать путаницы — помните, смывка и заливка, это одно и то же! Лично мне, термин смывка гораздо привычнее, поэтому в дальнейшем буду использовать именно его.

Смывка представляет из себя жидко разведенную масляную краску в пропорции, приблизетельно 50% на 50% с растворителем. Каждому моделисту вполне по силам приготовить смывку самостоятельно, но можно воспользоваться и готовыми смывками фирмы MiG Productions. Это позволит вам заметно сэкономить время и избавить себя от заморочек по подбору подходящего оттенка и нужной консистенции.
Смывка – это третий этап тонировки, который следует за растиранием масляных точек. Эта техника гораздо ярче выражена, чем Фильтры и Масляные точки и оказывает огромное влияние на получаемый в итоге результат. Главная задача смывки – сделать модель более рельефной, выделить отдельные элементы, на которых вы хотите сконцентрировать внимание зрителя. По-сути, смывкой можно визуально “приподнять” любую деталь, заклепку или сварной шов, вдохнув в плоский пластик немного жизни! Кроме того, посредством смывки можно искусственно создать тени в швах и углублениях, которые естественным образом появляются на настоящих образцах техники, но не могут сами собой возникнуть на модели, по причине её малых размеров. Проще всего проиллюстрировать то как работает смывка на конкретной модели, например на этом Опеле -заправщике ракет Фау-2.

01

Модель до нанесения смывки. Обратите внимание, что уже нанесены фильтр и масляные точки.

02

Модель после нанесения смывки. Отлично видно, что модель приобрела рельеф и стала выглядеть гораздо реалистичнее.

Техника нанесения смывок.

Глянцевая поверхность является идеальной для нанесения смывки, НО мы ведь работаем с моделями бронетехники, а не с гламурными лимузинами ! О каком глянце может идти речь? Все просто — многие коллеги, перед нанесением смывки задувают модель глянцевым лаком, для того, чтобы облегчить её нанесение. Уверен, что этот способ лишь усложняет жизнь и легко можно обойтись без нанесения лака. Мне неоднократно приходилось видеть модели, которые были испорчены на этом этапе работы именно лаком. Поэтому, предлагаю оставить глянец теоретикам! Убежден, что нам практикам, лакирование не только не облегчит, но и усложнит работу над моделью! Лично я нашел для себя другой способ. Еще на стадии окраски я добавляю в базовый цвет немного глянцевого лака (примерно 5%). Это позволяет сделать поверхность более подходящей для нанесения смывки, при этом не сделав её глянцевой, а лишь добавив едва заметного лоска, зачастую зарактерного для окрашенного металла. Тем самым, мы убиваем сразу двух зайцев! (На этом моменте мы подробнее остановимся в одном из будущих мастер-классов).
Глубоко матовая поверхность и, особенно, поверхность с шагренью не очень подходят для смывки по той причине, что смывка выделяет не только швы и заклепки на модели, но и мельчайшие крупинки самой краски, сделав результат не очень лицеприятным. Кроме того, достаточно проблематично удалить излишки смывки с глубоко матовой поверхности.

Наносить смывку желательно малой круглой кистью в диапазоне от №00 до №1, просто касаясь швов, клепок, болтов и других выступающих элементов. Не стоит брать на кисть слишком много смывки за раз – это грозит образованием клякс, которые придется сводить с модели. Лучше проявить терпение и потратить несколько больше времени на эту процедуру. Размер и состояние кисти очень важны! Не стоит гнаться за экономией, нанося смывку старой растрепанной кистью, ведь, чем аккуратнее вы её нанесете, тем меньше хлопот будет при удалении излишков, а значит, вы потратите меньше времени и получите более аккуратный результат. Совершенно необходимо дать смывке полностью просохнуть. После этого можно удалять излишки. Проще всего это сделать ватной палочкой, попросту счищая все лишнее. Однако, этот способ не всегда возможен. В таком случае, излишки растушевываются плоской средней кистью, смоченной в растворителе (это может быть, как фирменный растворитель от MiG Productions, так и обычный уайт-спирит).

03

Смывка наносится на модель тонкой кистью. Для аккуратного нанесения, достаточно просто коснуться шва и смывка сама “побежит” по нему, как по желобу. Этим незатейливым способом выделяются все швы и выступающие элементы модели. Очень важно делать эту операцию с минимальным количеством клякс, для этого старайтесь не брать на кисть сразу много смывки. Спешка в данном деле – не лучший помощник.

04

После высыхания излишки можно удалить с помощью ватной палочки, попросту счищая лишнюю краску. Это самый простой способ, но он подходит далеко не всегда.

05

Более универсален способ растушевывания кистью. Для этого надо малую плоскую кисть слегка смочить в растворителе. Если вы взяли на кисть больше растворителя, чем нужно – просто коснитесь бумажной салфетки и тогда на кисти останется оптимальное его количество.

06

Затем просто растушуйте резкие грани, образовавшиеся при высыхании излишков смывки.

Можно условно разделить смывки на три вида. Ниже предлагаю подробнее рассмотреть особенности их нанесения и главные отличия.

Общая смывка

Основной прием, который используется в абсолютном большинстве случаев. Его суть заключается в его названии, то есть, смывка делается по всей поверхности модели с целью сделать её объемной, визуально выделив рельеф. Значение этого приема на итоговый результат колоссально – ведь смывка является, едва ли не самым заметным из всех видов тонировки! Мы уже подробно рассмотрели нанесение общей смывки, на примере башни Panzer`а IV. Давайте еще раз обратим внимание на характерные особенности этого приема.

07

Хорошо заметна общая смывка на корпусе этой Пантеры. Обратите внимание, что смывкой выделены все швы, болты, крепежи для инструментов, в общем все углубления и выступающие элементы, что сразу придало модели рельефность.

08

Отлично виден эффект от нанесения смывки на примере деревянного кузова от трехтонника. Смывка подчеркнула швы между досками и выделила заклепки. Благодаря этому деталь заметно приобразилась.

09

Что касается катков, то смывка на них делается по тому же принципу, что и на корпусе. Только здесь можно наносить немного больше смывки, ведь в дальнейшем катки будут покрыты слоем пыли.

Адресная смывка

Теперь давайте рассмотрим адресную смывку — более специфичный вид этой техники. Опять же, её название говорит само за себя – смывка наносится не на всю модель, а только на определенный участок, с целью выделить его на фоне остальной поверхности. Адресная смывка, зачастую выполняется более темным тоном, на фоне общей смывки более светлого оттенка. Иной раз она может быть и более светлой – все зависит от каждого конкретного случая. Типичными примерам адресной смывки можно считать выделение решеток радиатора на моделях грузовиков и автомобилей, выделение шкал приборов наведения на артиллерии или щелей для смотровых приборов бронетехники. Давайте рассмотрим этот способ на конкретном примере.

10

Темная смывка наностится на решетку радиатора и в углубления воздухозаборников. Лучше делать это максимально аккуратно, чтобы она не попала на окружающие детали, которые уже были выделены смывкой более светлого оттенка.

11

После высыхания, излишки акуратно удаляются сухой ватной палочкой. Её НЕ нужно смачивать в растворителе.

12

Другой типичный случай – адресная смывка была сделана на шкале наведения зенитного орудия Flak 18. Обратите внимание, как “заиграл” этот элемент после нанесения смывки. Цифры и насечки стали отлично заметны!

Мягкая смывка

Ну вот мы и подошли к третьему виду – мягкой смывке. И снова её назание говорит о том, в чем заключается основная её особенность. Эта смывка идеально подходит для текстурированных поверхностей, таких как, рифленые полики боевого отделения или, например надгусенечные полки немецкой бронетехники (Fenders) с типичными рисунками рифления. Кроме того, можно использовать мягкую смывку для тонировки бетонной брони, которая нередко встречалась во второй мировой войне на немецких и американских танках, а также для грубо литых деталей – масок орудий и командирских башенок. Обычная смывка плохо подойдет для всех этих случаев по той простой причине, что деталь станет выглядеть слишком темной и перетонированной. Рассмотрим способ применения мягкой смывки на конкретном примере.

13

Нам нужно сделать смывку на рифленых фендерах немецкой четверки. Для этого, сначала увлажняем поверхность растворителем. Очень важно не залить, а именно увлажнить поверхность – это критично для последующего результата.

14

Теперь можно наносить смывку. Благодаря тому, что поверхность увлажнена растворителем, смывка растекается гораздо лучше и выделяет рельеф гораздо менее контрастно, чем сделала бы это насухо.

Делая смывку, важно помнить, что для каждого базового оттенка подходят определенные цвета смывок. Давайте остановимся подробнее на этом моменте:

БАЗОВЫЙ СЕРЫЙ

Если вы работаете с моделью, окрашенной в немецкий серый цвет, либо в различные комбинации с использованием Panzergrau, то оптимально будет использовать темную смывку Dark Wash, либо новую смывку Cold Grey wash.

15

Смывка Dark Wash нанесена на эту модель самоходного сарая SiG 33. Обратите внимание, что на сложных объектах смывку лучше делать по модулям – корпус отдельно, орудие отдельно. Это заметно облегчит работу.

16

Та же тёмная смывка нанесена на монстра Vomag, окрашенного в камуфляж из базового Panzergrau и пятен Dunkelgelb.

БАЗОВЫЙ ПЕСОЧНЫЙ

При тонировке моделей, окрашенных в темно-желтый цвет, например немецкий Dunkel Gelb, оптимально подходят коричневая смывка Brown Wash и нейтральная Neutral wash. Коричневая смывка выглядит более котрастно и подходит для “потрепанных” моделей, а нейтральная, напротив, менее заметна и подходит для более “свежих” аппаратов.

17

На модель КраноМонстра Famo нанесена коричневая смывка Brown Wash. Обратите внимание, как хорошо выделился рельеф модели.

18

На этом Хочкиссе сделана нейтральная смывка Neutral Wash. Она хорошо подходит для более светлых оттенков. Адресная смывка вокруг люков сделана темной смывкой.

КАМУФЛЯЖ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ЦВЕТОВ

При окраске камуфлированной бронетехники, оптимальными являются коричневая смывка Brown wash и темная Dark wash. При этом, темная смывка получается гораздо более контрастной, чем коричневая и лучше подходит для камуфляжных схем, где преобладает зеленый. Если же песочный является основным в схеме, то предпочтительнее использовать коричневую смывку.

19

Тигр Виттмана после нанесения коричневой смывки Brown wash. Смывка получилась не очень контрастной и не сильно босается в глаза. Оптимальный вариант для относительно свежей боевой машины.

20

На эту бронедрезину нанесена темная смывка Dark wash. Обратите внимание, что темная смывка на трехцветном камуфляже выглядит гораздо контрастнее.

БАЗОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

В случаях, когда предстоит тонировать технику, окрашенную в зеленый цвет, например советский 4БО, рекомендую запастись темной смывкой Dark wash. Она отлично подойдет для всех оттенков зеленого. Также, можно воспользоваться и новой смывкой Cold Grey wash.

21

Темная смывка Dark Wash хорошо справилась с выделением швов и заклепок на этом монстре Mk V, окрашенном в темный цвет Bronze Green.

22

Та же смывка нанесена и на пилотируемую версию ракеты Фау-1, окрашенную в более светлый оттенок зеленого. Как видно, смывка вполне подходит не только для моделей бронетехники, но и для авиации.

ЗИМНИЙ КАМУФЛЯЖ

Если вам предстоит столкнуться с тонировкой зимней техники, то оптимальными оттенками будут Нейтральная смывка Neutral wash и новая Зимняя смывка Winter wash. Они отлично подойдут и при тонировке такой экзотики, как санитарные машины или техника войск ООН.

23

На модели этого санитарного Кранквагена использовалась нейтральная смывка Neutral wash. Более темные смывки будут совершенно неуместны на белой поверхности. Сразу будет заметно, что модель перетонирована.

24

Что касается этого зимнего StuG`а, то здесь использован тот же самый оттенок – Neutral wash. Другим оптимальным для данного случая оттенком может быть зимняя смывка Winter wash.

ГРАЖДАНСКАЯ ТЕХНИКА

По причине большого многообразия цветов, в которые может быть окрашен тот или иной образец гражданской техники, я не могу дать единый рецепт для всех моделей. Здесь все зависит от каждого конкретного случая.
Опираясь на свой опыт могу сказать, что наиболее универсальной является темная смывка Dark wash. Очень важно наносить её аккуратно, не допуская появления излишков, ведь гражданский автомобиль или грузовик дожен выглядеть гораздо оптрятнее, чем его фронтовой коллега.

25

Как бы удивительно это ни было, но темная смывка Dark wash оказалась оптимальной для тонировки ярко-желтого Опеля. Обратите внимание, как смывка выделила доски кузова и жабры воздухозаборников.

26

Та же самая темная смывка оказалась к лицу и этому грузовику Мерседес 4500, несущему броский сине-красный окрас.

Оригинал статьи взят с сайта www.ost-front.ru

Автор: Владимир Яшин