Мастер-класс Владимира Яшина #1: Фильтр

01


Дорогие друзья, после публикации первого материала про фильтры я получил от Вас большое количество писем с вопросами. Стало понятно, что статья не была исчерпывающей и, скорее вызвала больше вопросов, чем ответов. Я решил восполнить этот пробел и кардинально переработал статью, дополнив её большим количеством фотоматериала. По сути, получился новый формат, что-то вроде виртуального мастер-класса. Благо, за последние годы у меня скопилось множество снимков в процессе создания моделей, что поможет доходчиво поделиться с Вами своим опытом. В ближайших планах мастер-классы по смывкам, сколам, пигментам и многое другое, а пока придвиньтесь ближе к мониторам — вашему вниманию материал про фильтры! Уверен, что новый формат будет более наглядным и понятным!

Итак, что же такое фильтр?

Сразу хочу обратить ваше внимание, что для получения органичного результата тонировки, крайне желательно почуствовать себя художником. Ну хотябы чуть-чуть! (Ну и конечно же не перестараться!))))
Почему? Все очень просто — фильтр, как и большинство других приемов тнировки, перекочевал в моделизм из изобразительного искусства.

По сути, фильтры — это очень жидко разведенная масляная краска (примерно 5-10% краски и 90-95% растворителя). Каждый моделист сможет приготовить фильтр сам, хотя можно приобрести и готовые фильтры фирмы MiG Productions. Это позволит сэкономить время и избежать череды проб и ошибок, через которые неминуемо придется пройти, намешивая фильтр самостоятельно.
Фильтр является первой стадией тонировки и наносится на модель сразу после окраски, причем может быть нанесен как одним, так и несколькими последующими слоями, пока вы не добьетесь желаемого эффекта. Он служит для усложнения цветовой гаммы модели, не перекрывая предыдущий слой краски, а лишь меняя его оттенок. Оптимально наносить фильтр на матовую или полуматовую поверхность. Что касается глянца, то здесь фильтр может сыграть злую шутку, скапливаясь подобно смывке. Поэтому не рекомендую наносить фильтр на глянцевую поверхность. Для нанесения желательно использовать крупную плоскую кисть средней жесткости. Особое внимание надо обратить на то, чтобы фильтр при нанесении на модель не скапливался в швах и углублениях. Если такое произошло, то излишек следует убирать с модели чистой кистью.

Пример правильного нанесения фильтра.

Удаление излишка фильтра, собравшегося в углублениях с помощью чистой кисточки.

В данном случае скопления фильтра не были своевременно удалены.

Как работает фильтр?

Следует иметь в виду, что фильтр не является ярко выраженым самостоятельным приемом. Эффект от нанесения фильтра субтилен, но его нельзя недооценивать! Ведь фильтр является основой для всей последующей работы по тонировке. Я бы даже сказал, что он является фундаментом везеринга.
Думаю, что лучше всего эффект фильтра проиллюстрирует мотоцикл Zundapp. Модель изначально была целиком задута темно-желтой краской, и все элементы были абсолютно одинаковы по оттенку. Затем на прицепы и мотоцикл были нанесены разные по цвету фильтры. Обратите внимание, что за счет этого прицепы и мотоцикл приобрели слегка различающиеся оттенки. Несомненно, что после этой процедуры модель приобретает гораздо более оригинальный и интересный вид.
Кроме того, фильтр может помочь вам избежать необходимости перекрашивать модель, если оттенок краски был подобран не совсем верно. Для того, чтобы добиться желаемого тона можно просто нанести на модель несколько фильтров. Согласитесь, это гораздо проще, чем снова расчехлять аэрограф!

Отлично видно, что прицепы и мотоцикл приобрели заметно отличающиеся друг от друга оттенки.

Фильтры MIG Productions

Если у Вас нет желания и времени экспериментировать с фильтрами самостоятельно, то можно остановится на оных, выпускаемых компанией MiG Productions. Они производят четыре тематических линейки по три бутылька в каждой.
German Filter Set
Allied Filter Set
Afrika Korps F
ilter Set
Winter and UN Filter Set
В принципе, этого арсенала хватит на все случаи жизни. Ниже вы можете увидеть классические примеры использования фильтров. Т.е. они используются согласно рекомендациям производителя.

Обратите внимание, что голубой фильтр для немецкого серого, придает броне характерный при выцветании, синеватый отлив. Теперь будет видно, что самоход не один месяц «вялился» под солнцем.

Коричневый фильтр для темно-желтой техники уведет оттенок в более теплую гамму, сделав его более сложным. Отличная основа для дальнейшей тонировки этого заправщика.

Фильтр для трехцветного камуфляжа объединяет оттенки, избавляя модель от излишней пестроты. Теперь Тигр Виттмана не будет выглядеть излишне пёстрым. Кстати, этот фильтр отлично подойдет не только для немецкой техники, но и для большинства камуфляжных схем других стран.

Ярко-зеленый фильтр сделает зеленый оттенок более свежим и сочным. Он может помочь показать свежеокрашенную поверхность. Как раз то, что требуется для башни этой трофейной Пантеры!

Серый фильтр для ярко-зеленой поверхности поможет вам приглушить оттенок модели, имитируя выгоревшую на солнце краску. Отличный способ сделать сочную окраску этой сирийской четверки более блеклой. Пустыня как-никак!

Серый фильтр для темно-желтой окраски преследует те же цели, легко превратив свежеокрашенную модель в выцветший в результате вездействия стихии танк, как на этом музейном Гочкиссе.

Серый фильтр для ярко-белого является идеальным средством для тонировки санитарной, зимней или ООНовской техники, немного приглушая белоснежный оттенок, но не перетонируя его. Эффект хорошо заметен на этом санитарном Ханомаге.

Коричневый фильтр для зеленой техники является самым универсальным в линейке фирмы MiG. Его можно наносить не только на зеленый, но и практически на любой тон. В данном случае он отлично затемнил серый B1bis. С тем же успехом его можно наносить и на песочную, и на камуфляжную технику.

Альтернативные примеры использования фильтров

Выше были рассмотрены стандартные способы применения фильтров. Так сказать, «по инструкции». Но фильтры можно задействовать и в других направлениях тонировки. Пользуясь ими несколько лет, я многократно пытался экспериментировать, применяя их для достижения разных эффектов. Методом проб и ошибок появилось несколько новых вариантов применения фильтров и я могу утверждать, что эта техника гораздо более многогранна, чем принято считать .

Имитация дождевых потеков

Фильтр вполне может подойти для имитации слабо выраженных дождевых потеков на модели. Отличие заключается в том, что в этом случае фильтр наносится круглой кистью (размер кисти желательно 1 или 2) вертикальными движениями, повторяя маршрут дождевых капель.

На этом трехтоннике фильтр был нанесен с целью имитации субтильных дождевых потеков. Особенно заметен эффект на крыше кабины. Для его получения фильтр нужно лишь несколько иначе наносить на поверхность.

Тонировка циммерита

Еще одна неожиданная сфера применения фильтра – тонировка повержностей покрытых циммеритом. Смывка для этих целей не подойдет, ибо на столь текстурированной поверхности она будет выглядеть излишне контрастной и совершенно не реалистичной. При этом, если не тонировать циммерит, то он выглядит слишком монотонно. Все это заставило меня провести серию экспериментов. В результате, оптимальным для тонировки циммерита оказался коричневый фильтр P245 Brown (В очередной раз этот фильтр доказал свою универсальность!).
В отличие от классического примениения фильтра, в данном случае, как раз приветствуется скопление смывки во впадинках и углублениях. По сути, фильтр действует как смывка, подчеркивая рельеф рисунка циммерита. Этот способ на столько же прост, на сколько и эффективен!

Прекрасно видно насколько заметен эффект от нанесения фильтра. Поверхность Пантеры моментально приобретает рельефность!

Обратите внимание, что фильтр наносится сугубо на участки, покрытые циммеритом.

Рельефность рисунка циммерита на Тигре гораздо крупнее и фильтр здесь еще более актуален.

Тонировка деревянного кузова

Ну и еще один необычный способ применения фильтров – тонировка деревянных кузовов грузовиков и тягачей.

Как-то раз у меня возник вопрос – как лучше сделать акцент на деревянном кузове? На мой взгляд, этот элемент нередко является слабым местом в модели, по причине полного отсутствия либо неверного воспроизведения фактуры древесины. Это заставило искать варианты художественного решения данного вопроса. Я решил пойти по пути выделения отдельных досок разными оттенками, чтобы каждая выглядела самостоятельным элементом, а не скучным массивом. Методом проб и ошибок пришел к тому, что самый подходящий способ для этих целей – нанесение разных фильтров. Технология проста – нужно нанести фильтр тонкой кистью на каждую доску, чередуя оттенки. Достаточно 4-5 разных фильтров. Таким образом, монотонный кузов визуально “разбивается” на отдельные сегменты и становится гораздо более интересным с художественной точки зрения. Здесь главное не перестараться, чтобы отдельные доски не слишком сильно “выпадали” из общей картины.
Данная технология очень проста, но при этом позволяет быстро добиться интересного результата. Экспериментируйте!

На каждую доску нанесен фильтр, чередуя оттенки и не допуская их повторения на соседних досках. Благодаря этому кузов стал разделен на отдельные элементы, при этом оставаясь единым целым. Цветовая гамма стала сложнее и интереснее, возникает желание его разглядывать.

На более темных оттенках эта техника также актуальна, хотя и бросается в глаза заметно меньше, как это видно на кузове этого Мерседеса.

Оригинал статьи взят с сайта www.ost-front.ru

Автор: Владимир Яшин